• imgserver.jpg - 56.82 kb
Ата Мекен: Эркиндик. Теңдик. Адилеттүүлүк !

Доклад Омурбека Текебаева на съезде Социалистической партии «АтаМекен»

liderУважаемые однопартийцы! Соратники!

Сегодня мы снова собираемся в великий поход. И это не громкие слова. Это то, что мы делали, и будем делать для своей страны.

До 2010 года у «АтаМекен» не было конкурентов. В те годы никто не хотел занять наше место. Потому что мы были оппозицией в авторитарной стране. Потому что нам угрожали, нас ущемляли,нас преследовали. Нас судили за мирные митинги. Против нас устраивали провокации, за нами установили слежку и прослушивали телефоны.

Зато в «АтаМекен» шли люди, сильные духом. Те, кто не боялся власти Акаевых и Бакиевых. Те, кто называл вещи своими именами. Не ради славы. Не ради дешевой популярности. Ради истины и справедливости.

Чем сильнее на нас давили, тем тверже мы становились. Чем больше на нас нападали, тем плотнее были наши ряды. Я благодарю всех, кто боролся вместе с нами в те сложные годы. Мы помним каждого. Особенно тех, кого теперь нет среди нас...

Теперь некоторые наши конкуренты спрашивают: А что такого особенного сделал «АтаМекен»?

«АтаМекен» не позволил акаевым, бакиевым и их пособникам окончательно разбазарить Кыргызстан.

Они не успели этого сделать, потому что мы бились с ними за каждый ледник, за каждое месторождение, за каждый клочок нашей земли. Поэтому они не все успели продать и вывезти за границу. Все эти годы не суды, не прокуратура и милиция охраняли национальное достояние. Мы хорошо помним, кому и как они служили. Богатства Кыргызстана охраняли и берегли мы с вами. «Атамекеновцы»!

Вот что сделал «АтаМекен»! Если кому-то этого покажется мало, то пускай сами попробуют пройти наш путь. Пусть, как мы постоят на страже целой страны. Летом под палящим солнцем, зимой на лютых морозах. А мы посмотрим, как они это сделают и на сколько их хватит!

А для тех, кому память отшибло, я еще кое о чем напомню.

О том, как «АтаМекен» дважды спас Кыргызстан от катастрофы.

В 2005 и 2010 году наша страна пережила 2 революции. Это сейчас легко сказать: в Кыргызстане сменилась власть. А тогда мы все стояли на краю пропасти.

Посмотрите, к чему привела смена власти в Египте, Ливии, Украине и вы поймете, почему людей нельзя надолго оставлять вне правового поля. Потому что это прямой путь к хаосу, к расколу и гражданской войне.

В этих странах не нашлось такой партии, которая вовремя взяла бы на себя ответственность и вернула общественные процессы в правовое русло.

После бегства Аскара Акаева в 2005 году, Кыргызстан погрузился в хаос. Силовые структуры были деморализованы. В регионах самозванцы боролись за бесхозные должности мэров, акимов, губернаторов. Местные госадминистрации переходили из рук руки. Сторонники проигравших выборы кандидатов захватили здание Верховного суда. В здании парламента одновременно заседали старый и новый созывы ЖогоркуКенеша. Правительство Бакиева и Кулова оставалось неузаконенным, а проводить выборы было невозможно, потому что юридически Акаев оставался президентом Кыргызстана. Ситуация зашла в тупик и никто не знал, что делать.

В этих условиях ЖогоркуКенеш во главе с «атамекеновцами» Текебаевым, Шерниязовым, Алымбековым взял на себя ответственность и разрешил ситуацию. Мы организовали отставку Акаева и приняли присягу КурманбекаБакиева в качестве Премьер-министра Кыргызстана. Вот так наша страна вернулась в правовое поле и избежала катастрофы.

В тот момент мы думали не о том, как прийти к власти, а о том, как предотвратить самый худший сценарий – хаос, раскол и войну. Мы, партия «АтаМекен» сумели это сделать. Это не наша вина, что КурманбекБакиев упустил исторический шанс исправить ошибки предшественника и остаться в памяти народа хорошим президентом.

В 2010 году ситуация была еще хуже. Вместе с кровавым режимом Бакиева разом рухнули безнадежно изуродованные его властью Правительство, ЖогоркуКенеш, Конституционный суд, силовые структуры и местные администрации. Возмущенный народ прогнал бакиевских ставленников по всей стране. Кыргызстан остался без государственной власти. С апреля по июнь республику сотрясали конфликты и беспорядки, раздуваемые провокаторами и реваншистами. Усилились региональные и межнациональные противоречия...

И снова «АтаМекен» взял на себя миссию восстановления государства и законных органов власти. Мы предложили созвать Конституционное совещание и провести референдум о новой редакции Основного Закона на основе конституционной концепции 2008 года.

Референдум 27 июня 2010 года восстановил и узаконил государственную власть в Кыргызстане. Это спасло нас от сценария, который позднее разыгрался в Украине и Сирии. Эти страны до сих пор не могут прийти к согласию о том, по какой конституции им жить. Мы решили этот важнейший вопрос за 1,5 месяца. Поэтому избежали раскола и гражданской войны.

Где в этот момент были те, кто сегодня нас критикует? Что они предприняли для того, чтобы уберечь Кыргызстан от разрухи и хаоса?

Возможно, новые партии имеют свои плюсы. Возможно, они могут позволить себе широкую рекламу, благотворительные акции и шикарные штабы по всей стране. Но кто из них готов заменить нашу самоотверженность, нашу верность своему делу и своей стране. Кто из них сможет 20 лет защищать Кыргызстан от казнокрадов и диктаторов? Кому из них хватит терпения 20 лет сторожить мир и спокойствие в обществе? Кто из них не соблазнится властью, устоит перед взятками и не испугается угроз и преследований?

Мы не говорим, что Кыргызстану не нужны новые партии, новые лидеры. Нужны. Но прежде, чем доверять им судьбу страны, люди должны убедиться в серьезности их намерений. В силе их духа. В твердости их убеждений и принципов.

Сейчас Кыргызстану снова нужен «АтаМекен». Пока есть угрозы и опасности, пока есть болезни и проблемы, с которые ослабляют общество, Кыргызстану нужен «АтаМекен». Пока есть наша Партия, флаг Кыргызстана будет стоять!

Уважаемые однопартийцы! Братья и сестры!

Завтра вы вернетесь в свои города и села, чтобы работать с людьми. Вам предстоит на своих плечах вынести тяготы предвыборной борьбы. Вам предстоит услышать в свой адрес различные, в том числе, негативные оценки. Вам предстоит отвечать на непростые вопросы. Будьте терпеливы, но убедительны. Не обижайтесь на людей. Они имеют право требовать от нас большего. Со своей стороны, мы вправе рассказать и объяснить им, что сделано, а что не сделано. И если не сделано, то почему.

Прежде всего, мы должны быть честны перед самими собой. 5 лет назад мы с вами тоже ожидали большего. Мы верили, что уже к нынешним выборам большинство проблем Кыргызстана останется позади. Что к 2015 году наша республика твердо встанет на путь развития и процветания.

Но не все реформы удалось завершить. А к решению некоторых вопросов мы даже не приступили. Почему?

Потому что наша партия ставила перед собой и перед Кыргызстаном масштабные задачи. Мы не собирались сменить одного акима, посадить одного взяточника или построить один детский садик.

Мы ставили задачу преодолеть регионализм, победить коррупцию и изжить криминал. Мы ставили задачу утвердить новую культуру, воспитать новых граждан и привить людям новые привычки. Такие задачи не решаются за 1 год или за 5 лет. Истинный реформатор должен быть готов положить на строительство нового общества всю свою жизнь и завешать своим детям продолжить начатое им дело. Это наш выбор. Это наша историческая миссия.

Та система, основы который мы заложили в новую Конституцию, еще не раскрыла весь свой потенциал. Этой системе нужны новобранцы. Новое поколение граждан и политиков, сознание которых не отравлено психологией алчности и тщеславия. Новое поколение уже идет. Оно повсюду. В том числе, в наших рядах.

Пять лет не прошли даром. В Кыргызстане случились события, которые были немыслимы при прежней власти. За злоупотребления отправлены в отставку спикер парламента и премьер-министры. К уголовной ответственности привлекли министров, депутатов и прочих должностных лиц. В борьбе с коррупцией неприкасаемых нет. Хотя коррупция пока не побеждена, но страх поселился в сердце каждого взяточника и казнокрада.

В Кыргызстане сложилось самое сильное среди стран региона гражданское общество. У нас самые свободные и независимые СМИ.

Демократическая смена власти путем выборов становится бесспорной традицией, которой будет обязан следовать каждый последующий президент.

Политическая конкуренция из антагонизма перетекает в борьбу программ, а политические оппоненты из врагов переходят в потенциальных партнеров.

Эти события день за днем меняют сознание людей, меняют стандарты мышления и повышают уровень требований, предъявляемых ими к властям и к чиновникам. Авторитетные международные организации признали, что Кыргызстан вышел на первое место среди государств региона по прозрачности бюджетного процесса.

Да, не все задуманное мы успели сделать. Отчасти из-за того, что на прошлых выборах «АтаМекен» занял последнее, пятое место и оказался в оппозиции. Но даже тогда мы брали на себя ответственность за ход реформ. Мы внесли около 40 законопроектов, направленных на строительство новой политической системы.

Затем мы вошли в коалицию и работали там не покладая рук. Но все равно не все удалось сделать. Влияние и сопротивление старых кадров оказались сильнее, чем мы ожидали.

В результате судебная реформа провалена по срокам и не обеспечила нового качества правосудия. На днях это признал Президент Кыргызстана.

Реформа правоохранительных органов даже не начата. В энергетике сохраняются коррупционные схемы. Из страны-экспортера электроэнергии мы превратились в импортера. Эти и другие вопросы предстоит решать новому созыву парламента.

Уважаемые однопартийцы! Друзья!

В современном мире идет смещение центров тяжести. Усиливается роль Азии.

Долгие века центром мировых процессов являлся Запад, то есть Западная Европа и Северная Америка. Научно-технический прогресс, рыночная экономика, буржуазные и пролетарские революции, индустриализация, мировые войны, модернизация, глобализация и демократизация шли с Запада в остальные регионы мира. Все привыкли, что учебники мировой истории пишутся на основе истории Западной Европы и Северной Америки.

После падения СССР Запад, на некоторое время, полностью установил на планете свою монополию. Так называемый однополярный мир. Но через двадцать лет ситуация изменилась.

Возникли альтернативные центры развития технологий, производства, торговли и финансов. Китай, Индия, Россия, Бразилия и другие региональные державы вносят в мировые процессы все более весомый вклад. Они уже не хотят, чтобы их воспринимали, как окраины мира.

Они претендуют на равный статус. Они создают крупные торгово-экономические и военно-политические блоки. ШОС, БРИКС, Таможенный союз и другие региональные союзы ломают привычные геополитические схемы.

Мы видимвызовы, с которыми столкнулись некоторые государства. В 2011 году «арабская весна» охватила Ближний Восток и Северную Африку. В одних странах это привело к смене власти, в других – к гражданским войнам с участием террористических организаций. В прошлом году массовые беспорядки начались в постсоветской Украине. Теперь там идет война, конца которой пока не видно.

Причины, породившие протесты и беспорядки на Ближнем Востоке и в Украине – одни и те же. Это безработица, нищета, коррупция, семейно-клановое правление и нарушения прав человека.

Беда украинского и арабских народов в том, что плодами их восстаний воспользовались радикальные религиозные и националистические течения. Большая часть Сирии и Ирака захвачена боевиками организации под названием «Исламское государство Ирака и Леванте» или ИГИЛ. И она продолжает расширять сферу своего влияния.

На примере ИГИЛ можно видеть, как террористическая организация усиливается за счет слияния трех процессов.

Во-первых, скрытое внешнее вмешательство в жизнь суверенного государства через массовые поставки денег, оружия и специально обученных боевиков. Государство, ослабленное внутренними проблемами (коррупция, бедность, авторитаризм) не может одолеть атакующих его террористов, потому что их постоянно подпитывают и снабжают извне.

Во-вторых, использование политизированной версии ислама для вербовки людей, недовольных как местным коррумпированным правительством, так и господством Запада и его идеологии.

В-третьих, использование этнических, религиозных, региональных различий для провоцирования массовых беспорядков и вооруженных столкновений.

Религиозные радикалы пользуются тем, что миллионы людей считают сложившуюся в мире систему отношений однобокой и несправедливой. И тем, что на фоне гегемонии западной системы, никто пока не может выдвинуть целостную, законченную альтернативную систему ценностей и институтов.

Все это показывает, что существующая система международных отношений переживает кризис. Назрели реформы международного права, норм и стандартов экологии, глобального производства и торговли, систем коллективной безопасности, сохранения и развития культурного разнообразия современного мира.

Чем скорее ведущие мировые державы выработают новую формулу стабильного и безопасного развития мира, тем лучше для всех нас. Потому что несправедливость нынешней системы вызывает рост протестного потенциала и усиление радикальных организаций, угрожающих безопасности целых регионов.

Какие выводы вытекают из анализа событий на Ближнем Востоке и Украине?

Во-первых, Кыргызстан, как и весь регион Центральной Азии, не застрахован от подобных событий.

Во-вторых, существующая система международной безопасности неэффективна и в случае реальной угрозы Кыргызстан должен рассчитывать только на свои силы.

В-третьих, нужна идеология, которая примирит и объединит все слои общества и предотвратит распространение радикальных идей и экстремистских организаций.

«АтаМекен» предлагает идеологию современной социальной демократии, которая выступает реальной альтернативой радикализму во всех его проявлениях.

Во-первых, мы не приемлем политический радикализм, означающий стремление к захвату и узурпации власти любой ценой. В Кыргызстане политическими радикалами были кланы Акаева и Бакиева, которые подавляли свободу слова, преследовали своих оппонентов и фальсифицировали результаты выборов.

Конституция 2010 года, предложенная нашей Партией, установила такую систему, в которой политический радикализм был вынужден уступить место политической конкуренции.

Во-вторых, мы не приемлем рыночный радикализм, который стремится к полной коммерциализации человеческой жизни. Рыночные радикалы – ультралиберальные политики выступают за продажу всей государственной собственности и национального достояния Кыргызстана. Они хотели бы сделать источником дохода все явления и события – от рождения до смерти человека. В их понимании частными, а значит, платными должны быть родильные дома, пенсионные фонды, школы, детские сады, дороги, электрические сети, общественный транспорт и т.д. Рыночный радикализм делит общество на нищих и сверхбогатых. Он порождает неприязнь и между людьми из разных социальных слоев и ощущение вопиющей несправедливости общественного устройства и государственной власти.

Идеология социальной демократии, приверженцами и проводниками которой мы являемся, утверждает необходимость гармоничного сочетания государственной и частной собственности, свободного предпринимательства и социальных гарантий.

В-третьих, мы не приемлем религиозный радикализм, который ради достижения власти политизирует веру в Бога. Мы считаем, что политика и религии выполняют разные функции. Политика – это сфера управления обществом и сфера борьбы между различными программами, деятелями и партиями. В политике оцениваются текущие результаты, а показателем успеха является популярность и поддержка избирателей. Религия – это сфера души человека, его совести, его веры в высшие силы и жизнь после смерти. Политика – это то, что происходит на публике. Религия – это глубоко личное и сокровенное. Политизировать веру стремятся те силы, которые хотят использовать чувства верующих в своих личных целях и интересах.

Мы видим традиционные религии Кыргызстана, суннитский ислам и православное христианство, союзниками и помощниками государства. Потому что эти религии призывают своих последователей к тем же принципам, которые устанавливает государство. Это законопослушность, уважение к другим людям, к их здоровью, труду и имуществу. Это терпение и трудолюбие. Это уважение к старшим и забота о младших. Это умеренный и осмысленный образ жизни.

Традиционные религии, в первую очередь ислам, это важнейший элемент традиционной культуры кыргызов и Кыргызстана. В этом качестве, его значение и роль для жизни человека и для свободного самоопределения нашего общества сложно переоценить.

Мы убеждены, что социальная демократия, как идеология разумной умеренности и социальной солидарности – это самый верный и приемлемый путь к устойчивому развитию и стабильности.

Скажу больше. Мы убеждены, что к ценностям социальной демократии рано или поздно придут и другие общества Центральной Азии. Потому что социальная гармония и согласие в обществе – это не только залог устойчивого развития, но также и эффективная защита от радикализма. Радикальные организации закрепляются в странах, расколотых по имущественным, этническим, религиозным признакам. Социальная демократия лишает радикальные идеи их питательной среды – социальной розни, конфликтов и противоречий.

Мы не случайно говорим об идеологическом выборе других государств Центральной Азии. Будущее Кыргызстана зависит не только от нас самих, но и от ситуации в нашем регионе. Мы, кыргызстанцы, хорошо помним цену политическим потрясениям. Поэтому не хотим, чтобы «арабская весна» повторилась в нашем регионе.

Уважаемые партийцы! Коллеги!

Не вдаваясь в каждую деталь нашей предвыборной программы, обозначулишь некоторые моменты.

Наш первый приоритет – защита труда и трудовых прав граждан.

Политики любят говорить, что жизнь общества изменят выборы. В этом есть своя правда. Потому что свободная воля народа способна менять направление и темпы развития общества.

Но мы голосуем на выборах не каждый день. Большая часть человеческой жизни проходит на рабочем месте, в трудовой деятельности. И говоря откровенно, жизнь общества меняется через каждодневный труд граждан страны. Тех, кто учит детей, тех, кто лечит пациентов, тех, кто возводит дороги и жилые массивы. Именно эти люди, труженики день за днем меняют нашу жизнь.

Благодаря им в наших домах есть свет, вода и дороги. Благодаря им строятся села и города, развивается сельское хозяйство, промышленность и торговля. Все новое, что создается в республике, в конечном счете, является результатом человеческого труда.

А теперь скажите, надежно ли защищены ли права и интересы работника в нашей стране. К сожалению, нет. С одной стороны, в Кыргызстане вполне прогрессивный Трудовой кодекс. Но с другой стороны, без сильных, по-настоящему независимых профсоюзов статьи Трудового кодекса остаются «мертвыми».

Даже в тех коллективах, в которых профсоюзы сохранились со времен СССР, они, по советской традиции, безропотно подчиняются руководителям своих предприятий или учреждений. В частном секторе экономики профсоюзов практически нет.

Мы считаем, что в такой ситуации функцию защиты трудовых прав граждан надо возложить на государство. Каким образом?

Сделаем обязательным ежегодный отчет Правительства перед ЖогоркуКенешем о мерах по обеспечению соблюдения работодателями норм Трудового кодекса.

Мы обяжем омбудсмена не только заняться защитой трудовых прав граждан, но и делать по этому вопросу отдельный доклад в рамках его ежегодного отчета перед ЖогоркуКенешем.

Второй приоритет нашей программы – это право на жилище.

Для начала обратимся к статистике.

300 тысяч семей в Кыргызстане не имеют своей крыши над головой. Сотни тысяч людей ютятся в глинобитных комнатушках без постоянного света, без воды, канализации и других современных удобств. Они живут в условиях прошлого или даже позапрошлого века.

Более половины жителей Кыргызстана находятся в стесненных, антисанитарных, антигуманных условиях, когда на 1 человека приходится по 5 квадратных метров жилья. При общепринятой минимальной норме 14 квадратных метров на человека.

И не смотря на такую ужасающую картину, государство за 24 года не удосужилось утвердить единую госпрограмму жилищного строительства.

Почему мы считаем жилищный вопрос приоритетным? Потому что отсутствие доступа к жилью сводит на нет и все другие права. Не имея жилья, человек не может работать, учиться, свободно выбрать себе профессию. Ему негде оставить свои вещи. Он не защищен от жары и холода, от вмешательства посторонних людей в его жизнь. Он бездомный. Он зависит от всего и от всех. Без доступа к жилью человек, по сути, лишается большей части своих прав.

«АтаМекен» предлагает комплекс мер, которые значительно улучшат ситуацию в жилищном вопросе.

1. Снижение себестоимость жилья.

Мы снизим себестоимость жилья в Бишкеке. Каким образом?

На сегодняшний день до 30% себестоимости квартир составляют расходы на покупку земли для возведения многоэтажек. Еще 20% себестоимости – это официальные и неофициальные расходы строительных компаний на подключение построенных зданий к городским коммуникациям (водопровод, электричество, отопление, канализация и т.д.).

Чтобы помочь людям обрести свое жилье, мы предлагаем следующее. Государство полностью возьмет на себя вопрос подключения новых многоэтажек к городским коммуникациям и безвозмездно предоставляет новые земли под жилищное строительство. Это позволит двое удешевить жилье, чтобы сделать его доступным для среднестатистической семьи. Например, через ипотеку – рассрочку на долгий срок под минимальный банковский процент.

2. Арендное жилье

В стране есть семьи, которые не осилят ипотеку. Для них мы запустим программу арендного жилья. Это система, при которой семья не покупает квартиру, а арендует ее по цене в 2-3 раза ниже рыночной. Тариф рассчитывается так, чтобы ежемесячные расходы на аренду жилья не превышали 30% дохода семьи. Строительство и эксплуатация многоквартирных арендных домов распространены в европейских странах, Беларуси и России. Пришло время запустить такую программу в Кыргызстане.

3. Города-спутники

Всем известно, что из-за неравномерного развития экономики, социальной сферы и современной инфраструктуры граждане тянутся к столице. Поэтому мы предлагаем расширить доступ к Бишкеку для жителей близлежащих небольших городов. Таких, как Кант, Сокулук и Шопоков.

Мы сделаем их городами-спутниками Бишкека, связав со столицей скоростными дорогами. Любой человек сможет каждый день за 30-40 минут доехать из города-спутника на учебу или работу, а вечером вернуться назад.

Люди будут работать в Бишкеке, а вечер и выходные проводить в более спокойных и экологически чистых городах-спутниках. Города-спутники станут более привлекательными для стройиндустрии (дешевая земля + спрос на жилье), для торговли (масса платежеспособных потребителей), для производства (много рабочей силы), для проживания (дешевое жилье и легкий доступ к столице).

Столица освободится от избытка населения, а малые города получат толчок к развитию. Трудовые ресурсы, производственные объекты оптимально распределятся между Бишкеком и пригородами.

4. Легализация неоформленных домов

Мы добьемся легализации частных домов, построенных до 2010 года. В свое время 100 тысяч домов и дач не были правильно оформлены. Жители этих построек стали заложниками ситуации. Они не могут получить правоустанавливающие документы на свои дома, не могут прописаться по месту жительства, не могут встать на учет в местные больницы, не могут отправить своих детей в ближайшие школы, не могут голосовать и т.д.

Они уже годами живут в Бишкеке и его окрестностях, но юридически ни их домов, ни их самих здесь нет. Государство в упор не видит их. Они стали людьми второго сорта. Без прописки. Без регистрации. Без официального признания.

Выход здесь только один: легализация – узаконивание этих домов.

Наши оппоненты из Правительства утверждают, что легализация этих домов стимулирует самовольную застройку. Чиновники не хотят признать свою долю ответственности за ситуацию, в которой оказались застройщики. Потому что стихийное жилищное строительство стало следствием отсутствия единой стратегии и госпрограммы жилищного строительства. Жилищный вопрос не решался более 20 лет, и неудивительно, что люди вышли из ситуации, как могли.

Мы легализуем не только незарегистрированные жилые дома, но и незарегистрированных жителей городов.Экономический кризис 1990-200 годов вызвал в Кыргызстане не только внешнюю миграцию, но и несколько волн внутреннего переселения граждан. Не имея собственного жилья, до 1 миллиона людей живут в Бишкеке, Оше и других городах без прописки и регистрации. Эти люди бесправны.

В роддоме им не выдадут документы о рождении ребенка. Затем этого ребенка не примут в школу. Их не положат в больницу. Когда жители этих домов умирают, то их не принимает даже кладбище. Многие решают эти вопросы иначе – за взятку. Но это не выход.

Мы считаем, что государство вправе оставлять более миллиона своих граждан вне закона. Их пора вывести из «тени». Им нужно вернуть законные права, приравняв их с остальными жителями. Для этого мы упраздним практику финансирования и распределение государственных услуг по прописке, которая задумывалась как советский вариант «крепостного права».

Мы добьемся, чтобы государственная стратегия жилищного строительства разрабатывалась на 20 лет вперед. И чтобы это планирование проводилось не на основе советской системы прописки, а исходя из фактического проживания людей.

Человек должен получать государственные услуги там, где он живет, а не там где он жил до переезда. Права гражданина должны следовать за ним, а не оставаться на месте его прежней прописки.

Поскольку мы коснулись темы миграции, то скажу и о наших трудовых мигрантах. Сотни тысяч кыргызстанцев постоянно или временно проживают в России и других государствах. Многие добились успеха, стали менеджерами, руководителями, бизнесменами. Есть такие, кто получил российское гражданство, чтобы работать на равных со своими коллегами и не сталкиваться с миграционными ограничениями. С их стороны это вынужденный шаг и мы не должны осуждать их за это.

Однако наше государство воспринимает тех, кто получил российское гражданство, как предателей. Наши законы запрещают им покупать или владеть сельскохозяйственными землями, жильем, промышленными объектами в Кыргызстане. Им не разрешается работать в государственных учреждениях.

Мы спрашиваем: Почему? Почему им не даны права, которыми пользуются другие граждане Кыргызстана?

Мы 24 года пытаемся привлечь в Кыргызстан инвесторов. Но практика показала, что без особых выгод, таких, как наши природные недра, иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в нашу экономику. Государства, которые до нас столкнулись с трудовой миграцией,убедились, что самыми надежными, верными инвесторами являются их эмигрировавшие земляки. Выходцы из Китая инвестируют в экономику КНР миллиарды долларов. Потомки первых турецких эмигрантов вкладывают в экономику Турции деньги, заработанные в Германии. И так далее.

Мы расширим права наших земляков, получивших российское гражданство. Они должны иметь возможность вкладывать свои средства в нашу экономику, работать в Кыргызстане учителями, врачами, экспертами, приобретать недвижимость и заниматься предпринимательством.

Уважаемые однопартийцы!

В экономике приоритетами нашей программы являются гидроэнергетика, транспортная инфраструктура, горнодобывающая отрасль и сельское хозяйство.

Жизнь современного человека целиком зависит от энергии. Города строятся, обогреваются, освещаются с использованием энергоносителей. Энергия применяется для производства, эксплуатации транспорта, бытовых приборов, связи, водоснабжения и т.д. Без энергии не работают свет, Интернет, телевидение и сотовая связь. Практически все вокруг нас происходит через энергию в той или иной форме.

Когда-то писатель-фантаст Айзек Азимов описал, как в будущем человечество перейдет к единой мировой валюте – Джоулю (единица измерения энергии). Теперь это уже не фантастика. Энергоносители стали основой мировой экономики и символом богатства. Баррель нефти и кубометр газа стали эквивалентом валюты, они продаются на биржах. Вся планета регулирует объем производства и потребления исходя из текущих расценок на нефть и газ. Кровеносные сосуды мировой экономики – это линии электропередачи, газопроводы, нефтепроводы, океанские, железнодорожные маршруты транспортировки энергоносителей.

К сожалению, за прошедшие пять лет реформа в энергетике Кыргызстана, даже не начата. Хотя при эффективном управлении именно гидроэнергетика может вывести Кыргызстан из кризиса. Мы должны использовать этот ресурс так же, как Россия использовала свои нефть и газ для развития экономики и укрепления государства.

В китайской культуре есть обычай: желать своему врагу жить в эпоху перемен. То есть изменения воспринимаются негативно. Мы, напротив, предлагаем не жаловаться на изменения в мировой экономике, а воспользоваться ими, чтобы занять в транспортной инфраструктуре региона ключевое место.

Для нас рост экономической мощи Китая, создание Таможенного союза, переориентация России на азиатские рынки и другие тенденции – это шанс занять хорошее место в новой евразийской системе производства и торговли.

Мы запустим проект железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан и Казахстан. Эта железная дорога выведет нас из коммуникационно-логистического тупика и откроет стране путь трем океанам. Кыргызстан сможет вести более самостоятельную внешнеэкономическую политику и диверсифицировать свою экономику.

Мы завершим строительство новой автодорогиБалыкчы – Джалал-Абад с выходом на Алматы. Это расширит туристический поток из Ферганской долины, Казахстана и других регионов. Оживится экономическая жизнь Иссык-Кульской и Нарынской областей.

В сельском хозяйстве мы воспользуемся преимуществами Таможенного союза для поставок минеральных удобрений и освоения новых земель, для привлечения новых технологий, техники и инвестиционных проектов, для запуска перерабатывающей промышленности.

Мы повысим производительность труда в аграрном секторе путем использования современных аграрных технологий, новых сортов семян, доступа к минеральным удобрениям. Мы добьемся обеспечения сельхозпроизводителей доступными кредитами и сельскохозяйственной техникой в лизинг. Мы займемся строительством новых и реабилитацией старых ирригационных систем.

Мы пересмотрим принципы и порядок работы горнодобывающей отрасли, чтобы богатства недр служили росту благосостояния народа, а экологический ущерб был минимальным.

Уважаемые однопартийцы!

В заключение скажу несколько слов о партийном строительстве.

Наша политическая система установила монополию политических партий на государственную власть. Теперь право гражданина на участие в управлении государством реализуется только через партии.

К сожалению, кыргызстанские партии пока не соответствуют той высокой роли, которая возложена на них по Конституции. Вместо разработки и продвижения идеологий и программ они действуют на основе личных и корпоративных интересов отдельных политиков. Многие партии изначально создаются, какбизнес-проекты. Это дискредитирует новую политическую систему, закладывает отрицательные традиции и привычки.

Мы, «АтаМекен», должны показать пример эффективного партийного строительства. Мы внесем новую редакцию Закона «О политических партиях», которая законодательно закрепит новые принципы внутренней организации партий.

Мы исключим авторитаризм, диктатуру партийных руководителей над рядовыми партийцами. Мы обеспечим децентрализацию партийной жизни, чтобы стимулировать появление новых лидеров в столице и регионах. Мы утвердим демократические принципы партийной организации (регулярная ротация, выборность, сменяемость руководителей и т.д.).

Мы исключим политическую коррупцию как между разными партиями (сговоры, торговля должностями и т.д.), так и внутри самих партий. Внутрипартийные процедуры и процессы будут сделаны максимально прозрачными.

В перспективе мы добьемся того, чтобы порядковое место кандидата в списке партии определял не политический совет, а избиратель при голосовании.

Будущее за партиями, способными к обновлению, очищению, самоконтролю. Эти процессы должны быть непрерывными, потому что избиратель голосует 1 раз в 5 лет, а бороться за новое качество элиты надо каждый день.

В основе партийного строительства должнолежатьединство идеологических воззрений и общность социально-экономических интересов членов партии. Это придаст партиям недостающие им качества – устойчивость и постоянство.

Обновление политической элиты, о котором так много и настойчиво твердят специалисты и избиратели, произойдет через обновление партий. «АтаМекен» начал этот процесс с себя.

Мы начинаем новый этап нашей партийной жизни. Позади 20 лет пути, впереди – не меньше. Я еще раз благодарю каждого из вас и каждого из тех, кто сегодня не смог приехать на наш съезд, за вашу веру и вашу борьбу. Руководить такой командой для меня честь.

Вместе мы побеждали! Вместе мы победим!

Спасибо!