Новая редакция Закона Кыргызской Республики «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкек»

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» подготовлен законопроект «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкек» и вынесен (10.06.2016г.) на общественное обсуждение.

В ходе обсуждения, инициаторы законопроекта встречались с   гражданскими активистами, представителями малого и среднего бизнеса и жителями центральной части города Бишкек. Поступило много предложений и замечаний по законопроекту. В ходе обсуждения в социальных сетях также поступало множество замечаний и предложений. С учетом этих замечаний и предложений подготовлена новая редакция законопроекта.

Парламентская фракция «Ата Мекен», готова к конструктивному диалогу, искренна в своих намерениях и благодарит гражданских  активистов и жителей города Бишкек, за участие в обсуждении законопроекта.

Цель законопроекта – придать современный облик столице Кыргызской Республики городу Бишкек.

Бишкек - крупнейший город страны, являющийся столицей Кыргызской Республики. Имеет финансово-экономическую, научно-культурную и политическую значимость для всей страны. Является предметом гордости и лицом Государства.

В последние годы в городе Бишкек с развитием рыночных отношений, появлением субъектов малого и среднего бизнеса отмечается динамичное развитие предпринимательства в сфере строительства. Тем самым, активизировалось строительство новых микрорайонов и отдельных многоэтажных жилых домов и торговых центров, современных зданий и офисов.

Наглядным примером положительного развития служат небольшие отрезки центральных улиц города Бишкек, как улицы Токтогула, Боконбаева. Строительство современных зданий, несомненно, влияет в общем на освежение инфраструктуры города и придает статность столице.

Тем не менее, сегодня почти треть населения города проживает в саманных трущобах и ветхих домах, строительство отдельных домов датируется 30 годами прошлого столетия. Зачастую, эти строения встречаются и в центральной части столицы, что, несомненно, портит облик города.

Город Бишкек должен быть современным, развитым и примерным для других городов и населенных пунктов Кыргызской Республики, так же должен положительно влиять на воспитание подрастающего поколения.

Настоящий Закон определяет условия и порядок отчуждения (изъятия) недвижимого имущества в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики для ускоренного обновления облика исторического центра столицы республики - города Бишкек, в целях упорядочения строительства новых современных зданий на основе сохранения единого и комплексного архитектурного стиля.

В Конституции Кыргызской Республики (статья 12),  Гражданском кодексе Кыргызской Республики (статьи 233-17, 233-18), Земельном кодексе Кыргызской Республики (статья 68) предусмотрено изьятие недвижимости для общественных нужд, но ни в одном законе в должной мере не определен порядок и условия изъятия имущества для общественных нужд. Настоящий законопроект разработан для восполнения данного пробела.

Законопроектом определен исторический центр города Бишкек, ограниченный улицами Карпинская, Линейная, проспектом Жибек-Жолу и бульваром Молодая Гвардия, общей площадью 1,5 тыс. га, где расположены здания и сооружения историко-культурного значения, памятники, театры, музеи, библиотеки, государственные и муниципальные органы, объекты стратегического характера, имеющие общенациональную значимость, и направлен на реконструкцию и развитие исторического центра города Бишкек путем изъятия и дальнейшего сноса старых зданий (статья 2).

Законопроект определяет порядок изъятия недвижимости в целях упорядочения и комплексного строительства новых современных зданий на основе сохранения единого и архитектурного стиля (глава 3).

Законопроектом предусмотрен механизм защиты прав собственников при изъятии объектов недвижимости, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц, изъятие осуществляется на основе следующих принципов:

- защиты прав собственников изымаемого недвижимого имущества, гаранируя право на компенсацию гражданам и юридическим лицам стоимости изымаемого имущества, с справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости и других понесенных убытков, причиненных в результате изъятия определенного недвижимого имущества;

- прозрачности условий и порядка изъятия имущества;

- контроля со стороны гражданского общества, Бишкекского городского кенеша, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и иных государственных органов;

- целевого использования изъятого в собственность города Бишкек недвижимого имущества в соответствии с Генеральным планом и проектно-детальной планировкой города Бишкек (статья 3).

Неотъемлемой частью законопроекта является защита частной собственности граждан и юридических лиц. В законопроекте конкретно указано, что:

- не подлежат изъятию и сносу многоквартирные жилые дома, здания и сооружения, построенные в соответствии с Генеральным планом города Бишкек;

- не подлежат изъятию и сносу жилые дома, сооружения и здания, построенные и введенные в эксплуатацию в установленном порядке, после 1996 года (вариант 1991 г.) даже в том случае, если они не были предусмотрены Генеральным планом г.Бишкек.

После приобретения независимости, в условиях экономического и финансового кризиса, было построено много новых зданий, не предусмотренных Генеральным планом. Как, например, на улице Исанова, в отрезке улиц Киевская-Московская построено много добротных, красивых, современных, но малоэтажных зданий, где расположены офисы ведущих компаний, банков, иностранных посольств, международных организаций, гостиниц, парикмахерских, магазинов, кафе и других обьектов малого предпринимательства. Таких новых строений в обозначенном выше квадрате предостаточно. Хотя они не соответствуют Генеральному плану, они были построены с разрешения мэрии г. Бишкек. Разрушать или сносить эти здания только потому, что они не вошли в Генеральный план неразумно и неподъемно для города. Вот откуда появился год 1996. Это год введения частной собственности на землю. Законом год выбран условно и в ходе обсуждения дату можно изменить на начало 1990-ых годов, с момента обретения независимости страны или выше. Тем самым Закон легализует строения построенные и введенные в установленном порядке в эксплуатацию после 1996 года (вариант 1991 г.). При внесении изменений в Генеральный план г.Бишкек, мэрия г.Бишкек должна учесть те исторические обстоятельства и фактический статус вышеописанных домов.

Таким образом, могут изыматься только дома, сооружения, здания старой постройки, не соответсвующие Генеральному плану и проектно–детальной планировке.

Законопроект определяет справедливую и предварительную компенсацию, как одну из форм гарантии защиты частной собственности.

Оценка стоимости изымаемого недвижимого имущества осуществляется риэлторскими компаниями и независимыми оценщиками в установленном законодательством порядке. При этом стоимость недвижимого имущества определяется оценочной организацией на момент, непосредственно предшествовавший изъятию этого имущества, когда известие о предстоящем изъятии еще не повлияло на стоимость имущества.

В законопроекте определен подробный порядок и условия возмещения стоимости недвижимого имущества и понесенных убытков, в связи с изъятием недвижимого имущества, в следующих формах:

- первое, стоимость недвижимого имущества возмещается в денежном эквиваленте по рыночной стоимости недвижимого имущества с возмещением убытков, понесенных в связи с изъятием недвижимого имущества;

- второе, предоставляется равноценный земельный участок по рыночной стоимости;

- третье, компенсируется жилой площадью в жилом доме по рыночной стоимости.

Рыночная стоимость для каждой единицы недвижимости, подлежащих изъятию, определяется отдельно (статья 7).

При согласии собственника жилой квартиры на получение квартиры в новом доме, построенном на месте его недвижимости, собственник может претендовать на квартиру площадью не менее площади изъятой квартиры. При этом квартира в новом доме оценивается по себестоимости, а изымаемая квартира - по рыночной цене. Данное условие, несомненно, приведет к улучшению и расширению жилой площади собственников.

В случае, когда собственник жилья соглашается на получение жилья в новом доме, в возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества включается и арендная плата за временное съемное жилье на период строительства.

В центре стол000302ицы расположены не только жилые дома, но и помещения коммерческого характера. Это магазины, офисы, парикмахерские и т.п. Собственник нежилого помещения, изымаемого здания, может претендовать на нежилое помещение в новом здании, на том же этаже, площадью не менее изъятого нежилого помещения.

При этом в случаях, когда собственник нежилого помещения соглашается на получение нежилого помещения в строящемся новом доме, в возмещение убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества включается и возмещение упущенной выгоды, которая должна подтверждаться соответствующими финансовыми документами.

Так же для сохранения комплексного, единого и архитектурного стиля, законопроект обязывает мэрию город Бишкек взять на содержание фасадную часть зданий, домов, сооружений, расположенных на центральных улицах города Бишкек, выходящих на улицы Б.Баатыра, пр.Чуй, пр.Манас,  ул.Токтогула, ул.Киевской, ул.Боконбаева и Ахунбаева.

Следует отметить, что инициированный законопроект разработан в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики «О градостроительстве и архитектуре Кыргызской Республики», «Об основах градостроительного законодательства Кыргызской Республики».

Пресс-служба

Фракции Ата Мекен