Письмо члену Инициативной Группы Джумашевой А.

000306

На обращение Инициативной Группы относительно проекта Закона Кыргызской Республики «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкек», сообщаем следующее.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах», Законом Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», а также согласно письму мэра гор. Бишкек А.Ибраимова (№ АИ 01/403 от 01.04.2016) (приложение 1) парламентская фракция «Ата Мекен» на своем заседании от 1 апреля 2016 года заслушав информацию вице-мэра гор. Бишкек Дюшембиева Б.О. и главного архитектора гор. Бишкек Абдиева Б.А. по вопросу «О благоустройстве города Бишкек и современных принципах динамического развития столицы», приняла решение инициировать разработку соответствующего законопроекта (приложение 2).

В справке-обосновании законопроекта в первой редакции было указано следующее: «Для обеспечения общественного обсуждения и реализации статьи 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный законопроект размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (www.kenesh.kg).» (приложение 3).

Таким образом, приведенные в вашем обращении ссылки, такие как «Предложения по законопроекту не поступали», а также «Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета» не имели места в справке-обосновании, и ваше утверждение об этом не соответствует действительности.

После размещения на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (www.kenesh.kg) первой редакции проекта Закона Кыргызской Республики «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкек» на указанный телефонный номер, поступило 15 звонков от горожан, которые задавали различного рода уточняющие вопросы по законопроекту и вносили свои предложения и замечания.

Справедливости ради необходимо отметить, что в ходе общественного обсуждения законопроекта, инициаторы законопроекта неоднократно проводили встречи с жителями города Бишкек. Также была организована встреча и с инициативной группой, но из-за отсутствия желания представителей открыто вносить свои предложения и замечания по законопроекту, конструктивный диалог не состоялся.

При встрече с городскими жителями, домкомами, квартальными комитетами, активно обсуждались и вносились поправки и дополнения в законопроект, общая концепция которой находила понимание и поддержку.

В обращении Вы указываете на антиконституционность данного проекта. Но это не так. В части 2 статьи 12 Конституции Кыргызской Республики собственность определена неприкосновенной. Однако, в этой же статье предусмотрено, что:

«Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда».

«Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом».

«Изъятие имущества для общественных нужд, определенных в законе, может быть произведено по решению суда со справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых в результате отчуждения».

«Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков».

Таким образом, в Конституции Кыргызской Республики предусмотрены следующие способы изъятия имущества:

- Национализация. Акт о национализации конкретного имущества принимается в виде Закона;

- Принудительное изъятие имущества без решения суда допускается в случаях, предусмотренных законом, в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Законность такого изъятия подлежит обязательному рассмотрению судом;

- Изъятие имущества для общественных нужд, определенных в законе, может быть произведено по решению суда со справедливым и предварительным обеспечением возмещения стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых в результате отчуждения.

Поэтому Ваше утверждение об антиконституционности проекта Закона, мягко говоря заблуждение. И это говорю я, один инициаторов (авторов) главного Закона страны, Конституции Кыргызской Республики.

Гражданским кодексом, Жилищным и Земельным кодексами определен ряд общественных нужд. Но в этих законах отсутствует механизм защиты и гарантии прав собственности, отсутствует порядок и условия изъятия имущества, не определен уполномоченный орган по изъятию имущества. Предлагаемый законопроект призван восполнить этот пробел.

Перечень общественных нужд, определенных вышеназванными кодексами, не может быть исчерпывающим. Законом могут быть определены и другие виды общественных нужд, которые могут возникать, дополняться и меняться в зависимости от запросов времени, от эпохи к эпохе. Государство на этапах своего развития может определять и другие виды общественных нужд.

Инициируемым законопроектом, Во первых - вводится всего лишь один из видов общественных нужд, предусматривающий ускоренное развитие и реконструкцию центральной части гор. Бишкек. При этом законопроект не касается конкретных объектов строительства или недвижимости, а только определяет условия и порядок изъятия недвижимого имущества в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами. Во вторых - законопроект определяет полномочия городских властей, т.е. мэрии города Бишкек и Бишкекского городского кенеша, по изъятию имущества.

В своем обращении вы указываете, что жители столицы недовольны «...что здания различного назначения в столице строятся абсолютно хаотично и прилепляются к существующим домам практически вплотную, строятся на месте детских, спортивных площадок»... И они абсолютно правы! Инициаторы законопроекта особо учли данный недостаток и предложили в части 7 статьи 7 следующее: «Основой формирования списка объектов недвижимости, подлежащих изъятию, являются Генеральный план города Бишкек, проектно-детальная планировка исторического центра города Бишкек и проект застройки, рассмотренный на градостроительном совете и утвержденный мэрией города Бишкек в установленном порядке».

В обращении вы указываете, что законопроект противоречит статьям 32 и 46 Земельного кодекса Кыргызской Республики. Это тоже не соответствует действительности, так как настоящий законопроект не затрагивает нормы, предусмотренные статьями 32 и 46 Земельного кодекса, где «Земельный участок для обслуживания жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства не подлежит изъятию для государственных, муниципальных и общественных нужд» и «Земельный участок при доме, в котором находятся несколько квартир и нежилых помещений, является неделимым и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир и нежилых помещений». В этих законах указывается, что земельные участки не могут быть изъяты отдельно от дома. Смысл «недвижимости» в этом и заключается, что земельный участок и дом неделимы, и неразрывно связаны.

Таким образом, указанные статьи не относятся к тем нормам, регулируемым настоящим проектом Закона. Так как в нашем законопроекте «объекты недвижимости, изъятые в муниципальную собственность города Бишкек, подлежат окончательному сносу для дальнейшей реконструкции и освоения земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Бишкек», т.е. недвижимость изымается вместе с земельным участком.

В своем обращении вы утверждаете, что для принятия настоящего законопроекта потребуются большие финансовые затраты, в связи с чем инициаторы должны были согласовать данный проект Закона с Правительством Кыргызской Республики, и что: «в справке-обосновании утверждается, что «принятие данного законопроекта не повлечет за собой дополнительных затрат из республиканского бюджета», а в ст.3 законопроекта указывается: «Возмещение стоимости изымаемого имущества производится из бюджета (государственного или местного)». Это тоже не соответствует действительности.

Законопроект не требует такого согласования с Правительством Кыргызской Республики, так как непосредственного и немедленного финансового обеспечения из бюджетных средств не требует.

Законопроектом вводится всего лишь один из видов общественных нужд, предусматривающий ускоренное развитие и реконструкцию центральной части гор. Бишкек. При этом законопроект не касается конкретных объектов строительства или недвижимости, а только определяет условия и порядок изъятия недвижимого имущества в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и другими нормативными правовыми актами.

Так же законопроект определяет полномочия городских властей, мэрии города Бишкек и Бишкекского городского кенеша, по изъятию имущества. В соответствии с чем,  городские власти на основании Генерального плана г.Бишкек и исходя из своих финансовых возможностей, будут определять сроки и перечень объектов недвижимости, подлежащих изъятию.

Таким образом, принятие данного законопроекта не приведет к определенным финансовым затратам из бюджетных средств.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» и Регламентом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики законопроект размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для общественного обсуждения. Данный законопроект разработан для предметного и конструктивного диалога с привлечением широкого круга заинтересованных лиц.

Бишкек - крупнейший город страны, являющийся столицей Кыргызской Республики. Имеет финансово-экономическую, научно-культурную и политическую значимость для всего народа. Наша столица должна представлять лицо государства и являться его особой гордостью.

Основная цель законопроекта – придать городу Бишкек современный облик, который должен быть примером и образцом для других городов и населенных пунктов страны, влияющий на положительное воспитание подрастающего поколения, а также формировать благоприятный климат для потенциальных инвесторов.

Разделяя ваши тревоги и сомнения по поводу реализации данного проекта Закона, уважая вашу гражданскую позицию и активность, а главное учитывая, что у нас отсутствует опыт масштабной реконструкции городов и населенных пунктов, отзываю инициированный проект Закона Кыргызской Республики «О реконструкции и развитии исторического центра города Бишкек».

Надеюсь, что следующее поколение политиков страны найдут силы и средства, и самое главное понимание о необходимости реконструкции города Бишкек в соответствии с Генеральным планом города Бишкек.

Депутат ЖК КР

О.Текебаев