Текебаев: Против меня уже идет судебный процесс

000306

Сразу после первого выступления лидера фракции "Ата-Мекен" Омурбека Текебаева 15 сентября о приобретении президентом Алмазбеком Атамбаевым земельного участка в селе Кой-Таш, а также о деятельности нынешнего мэра Бишкека Албека Ибраимова в бытность руководителем международного аэропорта "Манас", глава аппарата президента Фарид Ниязов заявил в тот же день, что Текебаеву, возможно, "придется ответить за свою ложь в суде".

Затем мэр Бишкека сообщил 27 сентября, что юристы занимаются подготовкой документов для подачи иска, изучая заявления Текебаева о земле президента и менеджменте аэропорта "Манас". Порталу Zanoza.kg стало известно, что Ибраимов уже подал в Первомайский районный суд Бишкека иск на депутата, первое судебное заседание прошло неделю назад, а на 17 ноября назначено второе. Мы решили расспросить у Текебаева подробности.

– В чем обвиняет вас мэр Албек Ибраимов?

– Он считает, что некоторые обнародованные мною факты не соответствуют действительности и порочат его честь и достоинство. Но я, представляя факты на первой пресс-конференции, выразил также свое мнение и дал оценку этим фактам. Всем теперь известно, что президент Алмазбек Атамбаев действительно владеет землей корпорации "Дастан", ранее принадлежавшей Максиму Бакиеву через компанию "АртСтрой Дизайн".

24 февраля 2011 года, когда Атамбаев был премьер-министром, Албек Ибраимов стал директором "Дастана". Через год, 11 апреля 2012 года, территория оздоровительного комплекса площадью 2,7 га была продана, как говорит сам Ибраимов, "давнему другу" Анарбеку Укуеву за 22 млн 537,9 тысячи сомов, весной 2015 года он продал этот участок жене Ибраимова – Айнуре Ибраимовой за 24 млн сомов, а та тут же – Атамбаеву за 33 млн сомов.

Это подтвержденная главой ГРС Тайырбеком Сарпашевым и самим Ибраимовым информация, и никто эти факты не оспаривает. В иске же речь идет, например, о 27 гектарах вместо фактических 2,7 га. В день пресс-конференции я предупредил, что моя информация была неофициальная, а официальную мы получили на следующий день на заседании своей фракции, и в дальнейшем я говорил только о 2,7 га.

Я поднял этот вопрос не потому, что осуждаю приобретение Атамбаевым земельного участка, а потому, что это было сделано подозрительным путем, так как земельный участок Максима Бакиева подлежал национализации. Мое отношение, мнение и оценка этого факта не могут быть предметом разбирательства в суде, но в ходе его расследования были обнаружены и некоторые другие подозрительные "моменты".

– Какие?

– Например, о пансионате "Солнечный берег". В феврале-марте 2013 года "Дастан" в лице председателя правления Юрия Васильева заключил контракт на продажу Э.Т.Абдразакову 100% акций уставного капитала "Солнечного берега", который является открытым акционерным обществом. Эти акции "Дастан" получил в 2010 году вследствие национализации.

Оценка была проведена частной фирмой "Центр независимой оценки и аналитики "Бизнес-Эксперт", продали за 47 млн сомов, это по тогдашнему курсу около одного миллиона долларов. Но цена пансионата была существенно занижена, так как земля в этом районе стоила от 3 до 4,5 тысяч долларов за сотку, общая площадь пансионата – более 9 га, значит, рыночная стоимость акций должна была быть около 3-4 млн долларов.

Кроме того, если учесть, что "Дастан" в течение трех лет инвестировал в пансионат более 20 млн сомов, акции реализованы за мизерную сумму. Позднее оба объекта были возвращены корпорации решением суда, но если пансионат был взят под арест, то земельный участок в селе Кой-Таш не арестовывался. Обо всем этом говорится в заключении Счетной палаты, которому придали гриф "секретно", хотя пансионат не является военным или стратегическим объектом, он был даже продан гражданскому лицу. Нанесенный государству ущерб составил 128,4 млн сомов.

– И ваша оценка всего этого?

– Из откровений Албека Ибраимова в интервью "АКИпрессу" следует, что он близкий человек Атамбаева, он же говорит: "Как брат". Когда в 2005 году Атамбаев стал министром промышленности, торговли и туризма, Ибраимов был его советником. После революции 2010 года Ибраимов выбирал себе должности, как член семьи – руководил СЭЗ "Бишкек", "Дастаном", аэропортом "Манас", был заместителем аппарата президента, а сейчас – мэр Бишкека. Семьи ведь бывают разные – биологические и основанные на общих интересах...

– Власти постоянно ругают семейно-клановое правление при Акаеве и Бакиеве. Вы хотите сказать, что сейчас продолжается то же самое?

– К сожалению, нам не удается избавиться от традиций и менталитета прежних правителей. Вместо того чтобы продолжить реформы, начатые в 2010 году, Атамбаев стал сдавать назад. На все важные должности он ставит лично-преданных и лично-обязанных ему людей. Можно сказать, у нас получается корпоративная форма семейно-кланового правления и все это делается вопреки конституционным требованиям.

– Какие еще претензии предъявляет вам мэр?

– Он считает, что моя информация о том, что при покупке 80% акций ЗАО "Манас менеджмент компани" за $12,5 млн цена была завышена, наносит вред его деловой репутации. Но я считаю, что это было неэффективной и пустой тратой средств аэропорта "Манас". Возможно, имел место коррупционный сговор или простая некомпетентность при совершении столь дорогих и стратегически важных приобретений.

История "Манас менеджмент компани" начинается с 1998 года. Эту компанию учредили аэропорт "Манас" (51%) и ITI SpA – "Итальянские технологии и инновации" (49%) для обеспечения нужд аэропорта в бортовом питании и обработки грузов и почты. Для строительства и запуска компании было заключено кредитное соглашение на сумму в $10,5 млн с итальянским банком Mediocredito Centrale Bank.

Согласно Соглашению №1 от 21 апреля 1998 года, аэропорт "Манас" гарантировал эксклюзивные права на обработку грузов и поставку бортового питания на весь "период соглашения", который был установлен в 7 лет. То есть, в 2005 году "эксклюзивные права" компании должны были быть прекращены, а без этих прав предприятие представляет собой лишь 2 ангара с устаревшей техникой образца 1990-х.

– И что потом случилось с этой компанией? Наверное, взятый кредит погашен не был?

– После революции 2005 года начался большой передел, и "Манас менеджмент компани" тоже стал объектом внимания семьи Бакиевых. Еще в 2005 году она должна была перейти в стопроцентное управление аэропортом "Манас", но под предлогом урегулирования споров с совсем другой компанией – FINREP – 31% компании передали австрийской T&F (Trade&Finance) GmbH в счет погашения иска в $31,6 млн. Соглашение было одобрено 25 августа 2006 года распоряжением правительства №475-р.

В итоге у аэропорта "Манас"" остались лишь 20%, а 80% получила компания T&F GmbH. Кроме того, "Манас менеджмент компани" пользовалась всеми налоговыми и таможенными льготами, предусмотренными для субъектов СЭЗ, несмотря на реорганизацию СЭЗ "Бишкек". То есть, госпредприятие лишилось возможности принимать решение о погашении кредита, а иностранному партнеру было выгодно не отдавать кредит и продлевать эксклюзивные права на деятельность.

– Вы хотите сказать, что прежняя власть забрала долю государственного предприятия, чтобы передать ее "своей" иностранной компании?

– Да.

– И потом именно эти 80% были куплены назад за $12,5 млн?

– Да, они потратили $12,5 млн, но даже за меньшую в несколько раз сумму можно было купить необходимое современное оборудование. Без эксклюзивных прав "Манас менеджмент компани" не представляет большой ценности. Это всего лишь юридическое лицо с двумя ангарами и грудой устаревшего оборудования.

– Но сообщалось, что предприятие было куплено не в виде помещений и оборудования, а как раскрученный бизнес. Было даже получено экспертное заключение от аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young, а первоначальная цена была снижена с $21 млн до $12 млн...

– Когда управление эффективное, имеющиеся ресурсы и возможности используются по максимуму и только если не хватает своего, что-то приобретается со стороны. Иная логика в хозяйственной деятельности напоминает вредительство или преднамеренные действия. Руководство аэропорта ввело в заблуждение правительство и власти страны, заявив, что $12,5 млн на покупку 80% акций "Манас менеджмент компани" выгодно для аэропорта "Манас".

Аэропорт "Манас" был построен еще при Советском Союзе по международным стандартам, а строить тогда умели. По проекту аэропорта, на цокольном этаже с восточной стороны уже были все необходимые, удобные, приспособленные производственные помещения для функционирования цеха по производству и обеспечению бортового питания. Для обработки грузов тоже имелись достаточно большие помещения.

Кроме того, после закрытия американского Центра транзитных перевозок аэропорту были переданы современные ангары, кроме них у аэропорта "Манас" много и других помещений, которые он не может сдать кому-нибудь в аренду. Зачем за дорого покупать то, что уже есть? Руководству аэропорта достаточно было купить новое кухонное оборудование и оборудование для обслуживания грузов. Вместо этого они покупают за $12,211 млн 80% акций в якобы "готовом бизнесе".

– Но готовый бизнес – это, наверное, не только имущественный комплекс?

– Когда проводили оценку "Манас менеджмент компани", в цену включили не только стоимость имущественного комплекса, но и "сумму прибыли" продавца за все время будущей жизни предприятия. Для этого провели анализ доходов за последние несколько лет работы с учетом "эксклюзивных прав", которых на момент покупки уже не было. А если у предприятия вообще не было будущего?

У руководителей госпредприятий уже накопился большой опыт банкротить предприятия и продавать их за бесценок, но почему такая "жилка" не работает, когда речь идет об интересах государства? Наверное, потому, что бенефициаром является не продавец, а покупатель? Покупают ведь не за свои деньги, а на деньги налогоплательщиков.

Не нарушая ни одного соглашения, можно было создать собственное предприятие со стопроцентной госдолей. Правительство могло дать преимущественные права новому предприятию в целях поддержки отечественных предприятий, и от старого "Манас менеджмент компани" не осталось бы и следа. И средств было бы потрачено в несколько раз меньше.

– Но Ибраимов в своем интервью говорит: "Когда я пришел, было всего 500 млн прибыли, в 2013 году – 889 млн сомов, в 2014 году – 1 млрд 200 млн сомов, прошлый год – 1 млрд 500 млн, и в этом году за неполные 9 месяцев мы уже перескочили прибыль прошлого года 1 млрд 600 млн сомов. У нас динамика бешеная".

– Заслуг руководства аэропорта в повышении прибыли компании практически нет. Более того, почти ничего не было сделано для превращения аэропорта "Манас" в авиационный хаб, транзитных рейсов – кот наплакал. А прибыль может расти простым увеличением пассажиропотока и повышением аэропортовых сборов. И эта прибыль, полученная за счет трудовых мигрантов, неэффективно тратится на покупку "Манас менеджмент компани".

– Так ли уж все неэффективно?

– Мы пригласили в парламент нынешнего руководителя Эмира Чукуева. На вопрос о поставках топлива он ответил, что это внутреннее дело дочерних компаний аэропорта. Но высокая цена на топливо напрямую влияет на конкурентоспособность "Манаса", ведь мировым авиакомпаниям становится дешевле обслуживаться в других странах, чем в Кыргызстане.

Сейчас топливо поставляют "Газпромнефть-аэро Кыргызстан", группа компаний "АККА" и фирма "ИНТЕК", которая является дочерней компанией аэропорта "Манас". В свое время эта компания купила 6110 тонн авиатоплива по цене $606 за тонну у "Кыргыз мунай" без проведения тендера, хотя до этого покупала по $455 у компании "Форте инвест". В результате, государству был причинен ущерб в $739 тысяч.

Когда мы начали задавать вопросы по данному факту, Чукуев попросил депутатов не вмешиваться в дела компании, назвав это ее внутренним делом. Но в государственной компании каждый тыйын должен тратиться открыто.

Почему не получается международный хаб? Для того, чтобы конкурировать на международном рынке авиаперевозок, руководство аэропорта должно приложить все усилия, чтобы авиакомпаниям было выгодно сотрудничать с "Манасом". Но что мы видим? По величине аэропортовых сборов, включаемых в цены билетов, аэропорт "Манас" очень дорогой – 50,5 доллара.

В Домодедово такие сборы составляют $29,7, в Милане – $26, в Брюсселе – $31, в Сочи – $36,4. Стоимость авиабилетов на авиалиниях между Кыргызстаном и Россией тоже показывает, что лететь из "Манаса" в российские города на 30-40% дороже, чем возвращаться обратно, купив билеты там. Высокая стоимость бортового питания – тоже негативный фактор для привлечения авиакомпаний.

Например, картофельное пюре стоит 388 сомов (5 евро), тогда как килограмм картофеля сейчас продается всего по 10 сомов. Руководство "Манаса" не смогло создать условия для того, чтобы превратить нашу воздушную гавань в международный хаб. Если топливо дорогое, если обслуживание дорогое, если бортовое питание дорогое, кто будет сотрудничать с таким аэропортом?

– Неужели рост прибыли аэропорта обеспечивается только за счет увеличения пассажиропотока?

– Пассажиропоток увеличился с 1 млн 135 тысяч человек в 2010 году до 3 млн 42 тысяч в 2015-м. Эти цифры составили в 2011 году 1 млн 562 тысячи, в 2012-м – 1 млн 893 тысячи, в 2013-м – 2 млн 420 тысяч, в 2014 году – 2 млн 971 тысячу. В 2010 году было 19 тысяч 369 рейсов, в 2015 году – 28 тысяч 518. Увеличение пассажиропотока происходило естественным путем, независимо от деятельности Албека Ибраимова или последующих руководителей аэропорта.

Кроме того, только от сбора в размере 10 долларов с каждого пассажира, вылетавшего по международным линиям, аэропорт получал примерно 700 млн сомов в год, это больше половины прибыли за 2015 год. С 2016 года этот сбор с каждого пассажира увеличили до 15 долларов, и общая сумма за год превысит миллиард сомов. То есть, ничего не делая – миллиард.

Как можно причислять к успехам примитивное повышение цен на услуги, осуществляемого с использованием своего монопольного права, а также за счет естественного увеличения пассажиропотока? В том, что люди начали больше летать – у них просто нет другого выбора, – заслуг руководства аэропорта нет. Успешным и эффективным такое управление трудно назвать.

– Раз уж вы так подробно разбирались в деятельности аэропорта, последний вопрос: удастся ли аэропорту "Манас" занять нишу авиационного хаба на международном рынке?

– Пока цены на обслуживание будут такими высокими – нет. Нужно работать на перспективу, смотреть далеко вперед и преследовать стратегические цели, внедрять инновационные методы руководства, покупать современное оборудование с прицелом на будущее, и назначать эффективных менеджеров. Пока что уровень эффективности руководства аэропорта остается на уровне "купи-продай" плюс полная монополия. Из-за желания заработать много сейчас, теряется возможность развиваться в будущем.

Zanoza.kg готова выслушать ответы руководства аэропорта "Манас" и мэра Бишкека Албека Ибраимова в связи с поднятыми в интервью Омурбека Текебаева вопросами.

http://zanoza.kg/doc/347087_tekebaev:_protiv_menia_yje_idet_sydebnyy_process.html