Жогорку Кенеш КР должен назначить выборы Президента КР не позднее 26 апреля 2017 года.

Справка-обоснование к проекту Постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О назначении выборов Президента Кыргызской Республики»

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Президент Кыргызской Республики избирается на шесть лет (часть 1 статьи 61 Конституции КР).
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев принес присягу перед народом Кыргызстана и вступил в должность президента 1 декабря 2011 года.
Исходя из этого, конституционный срок действующего главы государства истекает 1 декабря 2017 года. Согласно вышеуказанной конституционной норме Алмазбек Атамбаев не имеет права находиться на посту главы государства по истечении шести лет, то есть до 00.00 часов следующего дня – 2 декабря 2017 года он обязан покинуть пост президента КР. Мандат Президента КР, врученный Алмазбеку Атамбаеву волеизъявлением народа с момента принесения присяги народу Кыргызстана 1 декабря 2011 года будет исчерпан 2 декабря 2017 года.
Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев, принимая 15 февраля 2017 года председателя ЦИК Нуржан Шайылдабекову, публично озвучил дату очередных выборов Президента КР на 19 ноября 2017 года, то есть в третье воскресенье ноября, руководствуясь статьей 48 Конституционного закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР». Источник Пресс-служба Аппарата Президента Кыргызской Республики.
Следует особо отметить, что эта норма статьи 48 Конституционного закона противоречит части 1 статьи 61, части 1 статьи 74 Конституции КР и в силу статьи 6 Конституции Кыргызской Республики и части 3 статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» не подлежит применению по нижеприводимым основаниям.
Исходя из этого, объявленная дата Президентом КР Алмазбеком Атамбаевым противоречит Конституции КР. Поскольку, в соответствии со статьей 74 Конституции КР назначать выборы Президента КР правомочен исключительно Жогорку Кенеш КР.
Само определение даты выборов на 19 ноября 2017 года противоречит Конституции КР, ограничивающей срок Президента шестью годами и не более. Следовательно, вновь избранный Президент должен вступить в должность с 00.00 часов 2 декабря 2017 года.
При проведении выборов на 19 ноября 2017 года, Президент КР Алмазбек Атамбаев, будет вынужден в нарушение Конституции КР и вопреки волеизъявлению народа Кыргызстана, гарантированно находиться на этой должности еще 41 календарных дня с момента свыше шестилетнего срока, на который он был избран народом.
Таким образом, Алмазбек Атамбаев, в нарушение Конституции и волеизъявления народа, будет пребывать на посту президента КР до 12 января 2018 года, с учетом сроков для подведения итогов после дня голосования (не позднее 20 дней), официального опубликования итогов результатов выборов для вступления в силу решения ЦИКа КР (3 дня), а также с учетом, сроков для принесения присяги вновь избранным президентом КР (30 дней). Итого, 20+3+30=53 календарных дня. Из этих 53 дней 12 дней являются законным сроком пребывания Президента КР Алмазбека Атамбаева на посту (от 20 ноября 2017 года после дня голосования до 1 декабря 2017 года включая). Итого 53 дня – 12 дней = 41 календарных дней.
Следует отметить, что данный подсчёт не учитывает сроки, предусмотренные для проведения повторного голосования – второго тура выборов и подведения его итогов.
В случае проведения второго тура – повторного голосования, дополнительно к отмеченным 53 дням прибавляется еще 40 дней: для публикации в СМИ КР Центральной избирательной комиссией КР сообщения о проведении повторного голосования (3 дня), для проведения в случае необходимости второго тура – повторного голосования (14 дней), подведения его официальных итогов (20 дней) и для официального опубликования результатов выборов (3 дня). Из этих 53 дней 12 дней являются законным сроком пребывания Президента КР А.Атамбаева на посту (от 20 ноября 2017 года после дня голосования и до 1 декабря 2017 года включительно). Итого 53 дня – 12 дней = 41 календарных дня. В итоге 3+14+20+3 дней = 40 дней. 53 дня – для первого тура + 40 дней для второго тура – (минус) 12 дней, которые являются законным сроком пребывания Президента КР А.Атамбаева на посту (от 20 ноября 2017 года после дня голосования до 1 декабря 2017 года). Итого 93 дня – 12 дней = 81 календарных дня.
Таким образом, в случае проведения второго тура – повторного голосования, Алмазбек Атамбаев неконституционно будет занимать пост Президента Кыргызской Республики сверх определенных Конституцией КР шести лет еще 81 календарных дня (41 дня первого тура+40 дней для второго тура), то есть до 21 февраля 2018 года.
При этом ни Конституция, ни законы Кыргызской Республики, не предусматривают временное исполнение обязанностей президента, уходящим президентом, срок полномочий которого уже истек.
Более того, ни Конституция, ни иные законы КР не предусматривают временное исполнение обязанностей президента, ни Торага парламента, ни Премьер-министром, ни иным должностным лицом, кроме случаев досрочного прекращения полномочий главы государства (часть 1 ст. 68 Конституции КР).
Кроме того, не имеется никаких норм, предусматривающих возложение полномочий президента на какой-либо государственный орган либо должностное лицо, включая Жогорку Кенеш КР и его Торага, Премьер-министра и Правительства КР, Конституционной палаты при Верховном суде и других, издавать нормативно-правовой акт и принимать решения о временном исполнении обязанностей главы государства экс-президентом Кыргызстана или иным должностным лицом.
Исполнение обязанностей главы государства, уходящим президентом по завершении его мандата подпадает под узурпацию государственной власти.
Так, если подробно:
Статьи, предусматривающие сроки и
порядок проведения выборов Президента Кыргызской Республики

1. «Центральная избирательная комиссия не позднее чем в 20-дневный срок после дня голосования определяет результаты выборов Президента. В случае если итоги голосования обжалованы в установленном настоящим Конституционным законом порядке, определение результатов выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения их судом» (ч. 2, ст. 55 Кз «О выборах Президента КР....»);
2. Избранный Президент в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования результатов выборов приносит народу Кыргызстана в присутствии депутатов Жогорку Кенеша присягу. (ч.1 статьи 58 Кз "О выборах Президента КР...").
Вместе с тем, данная норма, конкретно обозначив временной отрезок вступления в должность вновь избранного Президента, не учитывает конституционно зафиксированный шестилетний срок мандата предшествующего Президента с учетом, как гарантированности полноты его реализации, так и ограничения календарного срока президентского мандата.
Таким образом, часть 1 статьи 58 Кз КР «О выборах Президента ...» противоречит статье 61 Конституции и нарушает права избирателей, как в части волеизъявления, предоставившего мандат действующему Президенту на зафиксированный срок в шесть лет, так и в части проведения второго тура для избрания нового Президента. Следовательно, с учетом временного срока для организации передачи власти от действующего Президента вновь избранному Президенту, необходимо не менее 30 календарных дней и до истечения шести лет со дня вступления в должность Президента Кыргызской Республики, избранного на предыдущих выборах Президента Кыргызской Республики. Следовательно, часть 1 статьи 58 Кз КР «О выборах Президента....» в части, ограничивающей срок принесения присяги избранным Президентом, не подлежит применению в силу статьи 6 Конституции Кыргызской Республики, части 3 статьи 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики» и статей 4, 6 закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики».
3. Официальное опубликование результатов выборов Президента осуществляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации в течение 3 календарных дней. (ч. 1, 2, ст. 58 Кз КР «О выборах Президента ....»).

Статьи, предусматривающие повторное голосование –
проведение второго тура среди двух кандидатов на должность президента Кыргызской Республики

1. «Если в избирательный бюллетень были включены более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.» (ч. 1, ст. 56 Кз «О выборах Президента ....»);
2. «Повторное голосование проводится не ранее 2-недельного срока со дня определения результатов выборов с соблюдением требований настоящего конституционного Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее 3 календарных дней со дня определения результатов выборов». (ч. 2, ст. 56 Кз «О выборах Президента КР....»);
3. «Центральная избирательная комиссия не позднее чем в 20-дневный срок после дня голосования определяет результаты выборов Президента. В случае если итоги голосования обжалованы в установленном настоящим конституционным Законом порядке, определение результатов выборов приостанавливается до окончательного рассмотрения их судом» (ч. 2, ст. 55 Кз «О выборах Президента КР....»);
4. Официальное опубликование результатов выборов Президента осуществляется Центральной избирательной комиссией в средствах массовой информации в течение 3 календарных дней. (ч. 1, 2, ст. 58 Кз «О выборах Президента КР....»).
Сроки для подведения итогов первого тура после дня голосования (не позднее 20 дней), официального опубликования итогов результатов выборов для вступления в силу решения ЦИКа КР (3 дня).
Сроки проведения второго тура президентских выборов: официальное сообщение в СМИ Центральной избирательной комиссией КР о проведении повторного голосования – второго тура президентских выборов, после 20 дневного подведения итогов выборов (3 дня), для проведения самого повторного голосования (14 дней), подведения официальных итогов повторного голосования (20 дней) и для официального опубликования окончательных результатов выборов (3 дня) и сроки для принесения присяги вновь избранным президентом КР (не менее 30 дней).
Все указанные сроки, обоснованы, привычны и понятны для всех участников выборного процесса: избирателей, членов избирательных комиссий, политических партий, кандидатов и наблюдателей и не могут изменяться, по меньшей мере, ранее чем за год до проведения самих выборов, и закреплены законодательством с учетом всей предшествующей выборной практики для полноценной реализации каждого этапа выборного процесса в целях выявления подлинного волеизъявления граждан, исключающего его искажение.
Таким образом, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, руководствуясь тем, что Конституция Кыргызской Республики обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие, обязан, неукоснительно соблюдая Конституцию КР в рамках шестилетнего срока, ограниченного волеизъявлением народа, а также обязанностью назначения выборов не позднее чем за 4 месяца до дня президентских выборов, как указано в 1 части 48 статьи Кз «О выборах Президента ...» должен назначить дату выборов президента КР (дня голосования) не позднее 30 августа 2017 года. Исходя из сложившейся традиционной и оправданной для избирателя практики проведения выборов в воскресный день, Жогорку Кенеш вправе определить дату Президента КР в ближайшее воскресенье, предшествующее 30 августа 2017 года, то есть – 27 августа 2017 года.
Таким образом, Жогорку Кенеш КР должен назначить выборы Президента КР не позднее 26 апреля 2017 года.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Конституционного закона «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР»: «В случае если Жогорку Кенеш не назначит выборы или досрочные выборы Президента в сроки, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выборы или досрочные выборы Президента считаются назначенными. В таких случаях днем назначения выборов считается день, следующий за днем истечения срока назначения выборов».
В случае если Жогорку Кенеш не назначит выборы Президента КР до 26 апреля 2017 года, то днем назначения выборов Президента КР будет считаться 27 апреля 2017 года.
Органическим продолжением таких последствий и подтверждением конституционного назначения очередных выборов Президента Кыргызской Республики по умолчанию является ответственность и обязанность Центральной избирательной комиссии КР не позднее 2 календарных дней со дня, когда выборы стали считаться назначенными, официально опубликовать в СМИ дату проведения очередных (или досрочных) выборов Президента и организовать подготовку и проведение выборов в сроки, установленные конституционным Законом (ч. 4, ст. 48 кЗ КР «О выборах Президента ....»).
В случае неисполнения, несвоевременного исполнения Центральной избирательной комиссией КР возложенных на нее задач, либо принятия решения, создающего условия для нарушения или ограничения избирательных прав граждан, а также кандидатов в президенты КР, каждый член Центральной избирательной комиссии КР, проголосовавший за такое решение, будет нести в соответствии с законодательством КР уголовную ответственность за соучастие в совершении преступления, предусмотренного статьей 295 УК КР, предусматривающей, что удержание власти – продолжение ее осуществления после законного прекращения полномочий, совершаемое в нарушение Конституции КР лицами, которым ранее власть принадлежала по Конституции.
Следует особо отметить, что согласно части 2 статьи 5 Конституции КР: «никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением».
Отсюда следует, что в случае, если выборы Президента КР будут проведены позднее 30 августа 2017 года, то будут созданы все условия для неконституционного нахождения Алмазбеком Атамбаевым на посту Президента Кыргызской Республики.
В этом случае, итоги выборов и избрание нового Президента КР окажутся нелегитимными и будут оспариваемы кандидатами в Президенты КР, политическими партиями, общественными организациями и гражданами Кыргызской Республики.
В случае если Алмазбек Атамбаев, как и обещал всему народу, стремясь не нарушать Конституцию КР, сложит полномочия Президента в строго установленный Конституцией КР 6-летний срок, то есть 1 декабря 2017 года, то до вступления в должность нового избранного президента, будет сорвана передача власти от слагающего полномочия Президента КР вновь избранному Президенту КР и непрерывность действия института Президента. И до подведения итогов выборов Президента КР и вступления в должность нового Президента, государство останется без своего Главы – Главнокомандующего Вооруженными силами, что несет угрозу безопасности Кыргызской Республики.
Поскольку, ответственность за назначение, а следовательно подготовку, организацию и проведение президентских выборов Конституцией КР возложена на Жогорку Кенеш КР и его действующих депутатов, все вышеизложенные риски по нарушению Конституции, волеизъявления народа, угрозы конституционному строю и безопасности Кыргызской Республики, будут нести действующие депутаты Жогорку Кенеша КР.
Поскольку истечение конституционного срока назначения выборов Президента КР заканчивается 26 апреля 2017 года Жогорку Кенеш КР должен приступить к рассмотрению и принятию Постановления о назначении выборов Президента КР незамедлительно.

Международный опыт проведения выборов Президента
и передачи власти

1. В Российской Федерации. Конституция и законы, регламентирующие выборы Президента РФ, сконструированы таким образом, что вновь избираемый президент получает мандат избранного заблаговременно с тем, чтобы он вступил в должность в день, когда истекает шестилетний срок полномочий уходящего президента.
Часть 2 статьи 5 Фз «О выборах Президента Российской Федерации» гласит: «Днем голосования на выборах президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента РФ и в котором шесть лет тому назад был избран президент РФ.».
Часть 3 статьи 5 Фз «О выборах Президента Российской Федерации» гласит: «Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов».
Статья 82 Фз «О выборах Президента Российской Федерации» указывает: «Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации ...».
Практически, эти нормы реализуются следующим образом.
На президентских выборах 2004 года, вновь избранный президентом России В.В. Путин вступил в должность 7 мая 2004 года, ровно по истечение четырехлетнего президентского срока, который был начат 7 мая 2000 года.
На прошедших в 2008 году, избранным президентом России после В.В. Путина был избран Д.А. Медведев. Д.А. Медведев вступил в должность главы российского государства 7 мая 2008 года, после конституционного и фактического окончания четырехлетнего президентского срока В.В. Путина, который вступил в должность 7 мая 2004 года.
30 декабря 2008 года президентский срок в Российской Федерации был увеличен до шести лет.
На последних выборах Президента РФ, прошедших в 2012 году после официальных подведений результатов выборов 7 марта 2012 года, избранный Президент России В.В. Путин, вступил в должность главы российского государства только 7 мая 2012 года, то есть спустя 2 месяца, после конституционного и фактического окончания президентского срока Д.А. Медведева, который в свою очередь вступил в должность 7 мая 2008 года.
2. Соединенные Штаты Америки.
В соответствии с законодательством США выборы Президента Америки проводятся во вторник после первого понедельника ноября високосного года. А именно раз в четыре года.
При этом, как указано в статье II Раздела 1 Правом определения времени избрания выборщиков и единого дня повсеместного голосования в США обладает Конгресс США.
Что касается окончания конституционного срока президентского мандата в США и о начале вновь избранного президента США, то Раздел 1 XX Поправки Конституции США гласит, что: «Сроки полномочий Президента и Вице-президента заканчиваются в полдень 20-го дня января, а сроки полномочий сенаторов и представителей – в полдень 3-го дня января в те годы, когда таковые сроки закончились бы, если настоящая статья не была бы ратифицирована; с этого же времени начинаются сроки полномочий их преемников».
На практике, эти нормы реализуются следующим образом.
По итогам выборов Президента США, прошедших 2 ноября 2004 года избранный на четырехлетний срок главой государства США Джордж Уокер Буш вступил в должность 20 января 2005 года.
На прошедших выборах главы государства США, прошедших 4 ноября 2008 года, избранный на должность 43 Президента США Барак Хуссейн Обама вступил в должность 20 января 2009 года, то есть ровно в тот день, когда конституционно заканчивался срок президента США Джордж Уокер Буша, вступившего на эту должность 20 января 2005 года.
На последних выборах Президента США прошедших 8 ноября в 2016 году, заранее избранный президент Дональд Трамп официально вступил в должность президента США только 20 января 2017 года, то есть дождавшись окончания конституционного и фактического срока предыдущего Президента США Барак Хуссейн Обамы.
Таким образом, представленная практика проведения президентских выборов в России и в США, очередной раз доказывает, как о своевременности проведения очередных выборов Президента, так и вступления на эту должность строго в момент окончания конституционного срока мандата главы государства, избранного на предыдущих выборах Президента.

Проект Постановления и обоснование к нему подготовлены лидером фракции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «Ата Мекен» О.Ч. Текебаевым, депутатами и Секретариатом Парламентской фракции Жогорку Кенеша КР «Ата Мекен».