Политическая партия "Ата Мекен"

«Жаӊы Талап» – «Новое Требование» Программа Нурдина Дуйшенбекова, кандидата №17 от партии «Ата Мекен»

 

Уважаемые друзья и современники!

Перед вами – единственная в Кыргызстане программа,

предлагающая реальный механизм смены политической элиты страны.

Также это единственная в Кыргызстане программа,

написанная не Кандидатом, но Избирателем.

Почему эта программа написана не с позиции кандидата, а с позиции избирателя?

Во-первых, в своей основе эта Программа (изначально – Проект) подготовлена, когда я даже не собирался участвовать в выборах в качестве кандидата. Я начал писать её сразу после того, как переболел Covid-19 в июле 2020 года.

Во-вторых, кандидатом я буду всего 30 дней, депутатом (если вы меня изберёте) – лишь 5 лет. А избирателем я был и останусь Всегда. Поэтому именно эта роль является для меня самой важной и постоянной.

Поэтому, даже если вы не намерены голосовать за меня, прошу вас распространить эту программу.

Пусть каждый избиратель Кыргызстана услышит этот голос.

Пусть каждый прочтёт эту программу.

Пусть каждый оценит эту идею.

Пусть каждый получит возможность предъявить кыргызским политикам

Жаӊы Талап – Новое Требование!

***

Главным требованием нашего общества на протяжении долгих лет является обновление политической элиты страны. Почему?

Потому что никакая Конституция и законы, никакая структура государственных органов, никакие инвестиции, программы и проекты не принесут успеха, пока во главе общества не будут стоять психически здоровые, эмоционально устойчивые, ответственные, ментально и профессионально созревшие к государственному управлению политики.

К сожалению, за тридцать лет суверенитета Кыргызстана мы пока не сумели выдвинуть из своих рядов такую когорту лидеров. Но, вместо того, чтобы сокрушаться по этому поводу, мы можем начать решать эту проблему прямо сейчас.

Долгие годы страной управляли Случайные Люди. Которые не соответствуют уровню политического и государственного управления по своей квалификации, образу мышления, моральному облику и манере поведения. Им удалось оккупировать политическое поле и закрыть доступ к нему для всех тех, кто способен их оттуда вытеснить.

В стране отсутствует политическая элита, готовая и способная взять на себя бремя спасения общества от нарастающего кризиса. Парламент и правительство, по традиции, составлены из людей, мыслящих «одним днём» и действующих на уровне кулуарных, придворных интриг. 2020 год наглядно показал полную исчерпанность потенциала нынешней политической элиты, находившейся у руля государства долгие годы.

Члены парламента, правительства и партий годами не могут и/или не хотят говорить людям правдивые, но весьма неприятные вещи. Они не хотят рисковать рейтингами, опасаются подвергнуться критике и боятся недополучить голоса избирателей. Ведут себя, как нерешительные и безответственные эгоисты.

А между тем, ситуация усугубляется с каждым годом и десятилетием. Образование, медицина, вооружённые силы, культура, экономика и социальное обеспечение деградируют на глазах, погружаются в глубокий и беспросветный застой. Реформ нет и начинать их никто не хочет.

И что же делать?

Суть моего предложения заключается в том, чтобы более чётко сформулировать требования к тем, кто намерен участвовать в управлении обществом или уже это делает. А затем добиться соблюдения этих требований.

  1. Ввести новые требования к депутатам

Первая проблема в том, что члены парламента, правительства не выполняют возложенных функций. У населения сформировались обоснованные претензии к их работе. Наши политики недорабатывают и не выкладываются на 100%.

К примеру, каковы наши основные претензии к парламенту? Вот краткий перечень:

– популизм (работают на публику, не вникая в суть проблем и не ища решений);

– безграмотность (слабо разбираются в политике и не работают над собой);

– безответственность (в сложных ситуациях бросают страну на произвол судьбы);

– лицемерие (не держат слово, не имеют позиции, говорят одно, голосуют за другое).

Работа в парламенте и правительстве впредь не должна быть лёгким и непринуждённым занятием. Чтобы избавить политику от случайных людей надо ввести Новые Требования и начать их внедрение с депутатов Жогорку Кенеша. Так, чтобы им приходилось оплачивать занятие парламентских кресел самыми дорогими для них ресурсами:

– Регулярным трудом;

– Публичным отчётом;

– Прозрачностью деятельности;

– Освещением позиции;

– Контролем расходования времени.

Что это значит?

Регулярный труд нужен для того, чтобы проблемы общества разрешались оперативно, а не залёживались на дальних полках годами и десятилетиями.

Вместо того, чтобы заниматься прямыми обязанностями, нынешние депутаты завели моду слоняться по «политическим кухням». Они постоянно ходят друг к другу в гости, обсуждая в курилках и комнатах отдыха «придворные» сплетни и закулисные интриги.

Такие «политические кухни» пора закрывать. Хотят общаться между собой? Добро пожаловать на заседания комитетов, фракций, палаты Жогорку Кенеша. Пусть устраивают свои обсуждения в прямом эфире. Нечего шептаться и травить байки по кулуарам и комнатам отдыха. Депутатов надо нагрузить публичной работой и отучить от традиции праздного времяпрепровождения. Ввести обязательные дежурства депутатов в общественной приёмной и запретить поручать это своим помощникам и консультантам. Требовать личного (без доверенностей) участия в заседаниях комитетов, фракций и пленарки. Хватит заниматься государственной политикой в свободное от личных бизнесов и отдыхов время.

Публичные отчёты нужны, чтобы межпарламентские и международные мероприятия не использовались депутатами в целях бесплатного туризма и налаживания личных бизнес-контактов. Каждый депутат, который принял участие в международной поездке от лица парламента, государственной или правительственной делегации, по возвращении должен лично делать на видео публичный отчёт. С кем и зачем встречался. Какие вопросы обсуждались, чему полезному научился, какие технологии, инвестиции, проекты привёз и так далее. В противном случае они продолжат кататься ради туристических впечатлений, оригинальных селфи и привлечения иностранных технологий и инвестиций в личный бизнес.

Прозрачность деятельности нужна для того, чтобы важные законопроекты и решения, затрагивающие жизнь общества и права граждан, не проталкивались без очереди и не принимались в трёх чтениях сразу. Чтобы они обязательно проходили процедуру общественного обсуждения, в необходимых случаях – парламентских слушаний и специализированных экспертиз. Принятие «сырых» законопроектов наносит ущерб репутации парламента, урон государственному бюджету и подрывает доверие к экономической деятельности в Кыргызстане. Такую практику пора прекращать.

Освещение позиции депутатов и фракций позволит обществу узнать, кто из парламентариев предаёт права и законные интересы своих избирателей ради личной дружбы с членами правительства и лоббирования частных бизнес-интересов. Сейчас депутаты вводят публику в заблуждение тем, что они при любом обсуждении высказывают «на камеру» критику, а при голосовании – поддерживают даже самые антинародные и антидемократические инициативы. Политическая позиция депутатов и фракций выражается не в их устных заявлениях, а в том, как они голосуют по принципиальным законопроектам и другим вопросам. Общество должно иметь об этом информацию, чтобы на последующих выборах безжалостно отсеивать депутатов-лицемеров.

Контроль расходования времени необходим для того, чтобы граждане знали, кто из депутатов и почему отсутствует на рабочем месте. Учитывая, что оплата труда парламентариев выше, чем у работников государственных учреждений (учителя, врачи, военные, госслужащие и т.д.), они обязаны посвящать своим должностным обязанностям, как минимум, не меньше времени. Депутатов, избегающих контроля трудовой дисциплины, граждане вправе не избирать в парламент повторно.

Хочу подчеркнуть, что контроль соблюдения депутатами новых требований нельзя поручать государственным органам, чтобы их не использовали, как рычаг давления на оппозицию. Контроль должен быть организован на общественном уровне и обеспечиваться информированием избирателя о соблюдении депутатами норм трудовой этики, их активности, профессионализме и обязательности.

Если мы заставим парламент работать с полной отдачей (хотя бы на 90%), то они заставят правительство «гореть» на службе (выкладываться на 120%). И тогда у государственного управления появится реальный шанс выйти из десятилетий спячки.

  1. Новые требования к кандидатам

Вторая часть программы «Жаӊы талап» / «Новые Требования» связана с выборами, которые сегодня не обеспечивают реальной конкуренции и качественного обновления политической элиты.

В этом году в Кыргызстане будет впервые использовано преференциальное голосование по спискам кандидатов от политических партий. Избиратель получил возможность выбирать не только между разными партиями, но и внутри партии. Теперь он сможет проголосовать именно за того кандидата, который нравится лично ему. Это позволит гражданам менять ситуацию внутри избирательного списка любой партии, даже не будучи её членом и не участвуя в её съезде.

Но есть проблема. Предлагая избирателю широкий выбор кандидатов, нынешняя система не даёт ему времени на обдумывание, на спокойное ознакомление и анализ предлагаемых персон и политических программ.

Большую часть кандидатов, выдвинутых партиями, избиратель не знает вообще. Средний гражданин, как правило, помнит имена и лица 30-40 политиков, засветившихся в правительстве и парламенте. Остальные из почти тысячи кандидатов для него – «коты в мешке». Поэтому хотя это называется выборами, реального выбора у избирателя нет. Потому что нет возможности ближе познакомиться с альтернативными, «другими» кандидатами.

Такая ситуация выгодна двум категориям кандидатов:

– действующим депутатам парламента, использующим парламентскую трибуну для пиара;

– «олигархи» (и/или их дети), располагающие большими финансовыми средствами.

Первые воспользуются тем, что за пять лет граждане привыкли к их лицам и именам, запомнили их по выступлениям на заседаниях Жогорку Кенеша. Это большое преимущество перед теми кандидатами, которые членами парламента и правительства не являлись и рядовому избирателю вообще не знакомы. Поэтому нынешняя избирательная система ведёт к тому, что большинство действующих депутатов будут переизбраны на новый срок. В то время, как общество долгие годы требует изменений кадровой, идеологической и программной политики.

Вторые («олигархи») воспользуются тем, что на короткой дистанции агитации (30 дней) можно нанять команды политтехнологов, спичрайтеров, агитаторов, местных активистов, которые сделают всю работу за них. В итоге, эти «папы» и «дети» могут стать депутатами, даже не выходя из дома. Потому что правила избирательной системы позволяют заменить работу с избирателями большими финансовыми вливаниями. В итоге парламент и правительство снова окажутся «олигархическими». Хотя общество явно и настойчиво выступает именно против такой политической однобокости.

Как я предлагаю изменить ситуацию?

Прежде всего, надо расширить временной период, в рамках которого происходит контакт между избирателем и кандидатом. Этот контакт должен быть намного более длительным, чем сейчас.

Сегодня взаимодействие избирателей и кандидатов ограничено 30 днями (1 месяц) агитации.

Предлагаю добавить к этому периоду 120-150 дней (4-5 месяцев) праймериз.

В развитых демократиях праймериз – это процедура публичных внутрипартийных выборов за выдвижение кандидатом (в депутаты, мэры и т.д.).

Поскольку в Кыргызстане партии пока недостаточно развиты, у нас праймериз можно организовать на межпартийной и даже внепартийной основе. Главным требованием будет личная презентация потенциальными кандидатами себя, своих идеологических позиций, программ, участие в дебатах и встречах с избирателями.

Таким образом, наши праймериз будут соревнованием между «кандидатами в кандидаты».

Праймериз станут дополнительным «ситом», которое позволит:

– избирателю заранее познакомиться с большим количеством потенциальных кандидатов и оценить их способности на длительной агитационной дистанции;

– претендентам на выдвижение позволит заранее испытать серьёзность своих намерений, готовность к длительной политической гонке и отклик избирателей на предлагаемые идеи;

– кандидатам и партиям максимально протестировать и «довести до ума» свои программы, идеологические позиции и электоральные ориентиры;

– избирателям и кандидатам лучше понять друг друга и найти «золотую середину» между взаимными ожиданиями и возможностями;

– партийцам и беспартийным чётче сгруппироваться по идеологическим и программным приоритетам;

– представителям различных профессий, отраслей и сфер деятельности лучше осознать и сформулировать свой избирательный заказ кандидатам и партиям.

В целом, внедрение системы праймериз:

– снизит вероятность попадания в парламент, правительство «случайных» людей, заведомо не имеющих способностей, мотивации и/или квалификации для общественно полезного руководства;

– снизит вероятность случайного, эмоционального или машинального голосования избирателя за кандидатов, которые не имеют достаточных знаний и навыков для управления государственным аппаратом и государственными ресурсами.

«Новые Требования» позволят обществу выйти из режима ожидания и запустить реальный процесс смены политической элиты, выработки нового типа политического лидерства, новых идеологических и программных приоритетов развития.

«Новые Требования» позволят остановить процесс утечки из Кыргызстана наиболее прогрессивных, политически заряженных, креативных и энергичных людей, имеющих потенциал стать политическими лидерами общества и провести прогрессивные реформы.

Кыргызстану нужны не «сытые коты», не люди, довольные своей жизнью и не желающие что-либо менять.

Кыргызстану требуются новые лидеры. С горящими глазами. С твёрдыми убеждениями. С глубоким подходом и широкими взглядами. С теорией и практикой. С умом и энергией. С заразительным энтузиазмом и повышенной ответственностью.

Это главный ресурс, в котором нуждается Кыргызстан. Не уголь. Не золото. Новые Лидеры. Новые Идеи. Новые Требования. Новые Результаты.

Уважаемые друзья, современники!

Если вы решите поддержать меня, то я готов быть в парламенте вашим Голосом, вашей Совестью и вашим Требованием.

Если же мне не суждено выступить с парламентской трибуны, то мы с вами продолжим борьбу за обновление Кыргызстана в роли рядовых избирателей. Потому что Новое Требование выдвигаю не я. Перемен требуют наше Время и наша Жизнь.

Нурдин Дуйшенбеков,

Кандидат № 17 по списку партии «Ата Мекен»

Share on facebook
Facebook
Share on twitter
Twitter
Share on telegram
Telegram
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Последние новости